С инициативой организации пресс-тура по объектам международного транзитного коридора «Западная Европа - Западный Китай» для журналистов республиканских и областных СМИ выступило Министерство транспорта и. коммуникаций РК. Ход реализации мегапроекта, инициированного Главой государства, должен достойно и правильно освещаться.
Бригада журналистов Жамбылской области присоединилась к республиканскому пулу в Кордайском районе, на этом участке работу выполняет ТОО «Акмола Курылыс Материалдары ».
История вопроса
На базовой площадке ТОО «Акмола Курылыс Материалдары» в Кордайском районе вице-министр транспорта и коммуникаций РК Дулат Кутырбеков напомнил журналистам историю реализуемого проекта. Его название определено еще в 2007 году в Указе Президента «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года ».
В 2008 году строительство международного транзитного коридора включено в перечень «прорывных» проектов. После подписания меморандумов с руководством стран, через которые будет проложена современная магистраль, Глава нашего государства дал старт началу реализации мегапроекта.
Согласно соглашениям о займах, деньги на строительство выделяют четыре международных института - Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Азиатский банк развития (АБР) и Исламский банк реконструкции (ИБР).
Во второй половине текущего года планируется подписать соглашения на очередные займы с АБР, ИБР и японской ассоциацией ЯАМС.
Как заверил журналистов вице-министр, подрядные компании уже начали строительные работы и предложил посетить ряд объектов.
На общенародной стройке
С объектами, на которых работает генеральный подрядчик ТОО «Акмола Курылыс Материалдары» («АКМ»), представителей СМИ знакомил заместитель генерального директора компании Ерлан Алимжанов. Его фирма должна реконструировать 45,3 километра дороги и построить два моста в Кордайском районе. Здесь строится трасса второй технической категории с асфальтобетонным покрытием.
Как утверждает Ерлан Уланович, используемая технология возведения дорожного покрытия зарекомендовала себя очень хорошо в Европе. В Германии, к примеру, до сих пор исправно служат дороги, построенные по этому принципу еще в 30-е годы прошлого века.
В текущем году строители ТОО «АКМ». должны реконструировать 15 километров отведенного компании пути. На данный момент на этом участке задействованы 19 единиц землеройной техники, 20. укладочных машин и 46 единиц автотранспорта. Обеспечивают работу дорожников материалами один асфальтобетонный завод производительностью 120-161 тонн продукции в час и две дробильно-сортировочные установки, дающие по 70 100 тонн смеси в час. Трудоустроены на участке 546 человек. Все они Казахстанцы: 158 дорожников приглашены из других регионов республики и 342 строителя - из Кордайского района.
Для строительства дороги используются только материалы казахстанской производства, а это стимулирует развитие экономики региона и обеспечивает рост потребности в рабочей силе.
После ознакомления с работой асфальтобетонного завода и дробильно-сортировочных установок, специалисты которых не скрывали своей гордости за возможность участия в проекте и радости от хорошей и своевременно выдаваемой зарплаты, мы отправились непосредственно на реконструируемый участок дороги. Здесь вовсю кипит работа.
Песчано-гравийная и щебеночно-гравийная подушки хорошо утрамбованы, идет укладка высокопористого асфальтобетона. Специалисты внимательно следят за температурой подвозимой смеси, проверяют равномерность укладки, замеряют толщину слоя. Все соответствует требуемым параметрам.
- На каждых 50 метрах уложенного полотна проводим лабораторные испытания прочности, - рассказывает журналистам начальник лаборатории И. Жанибеков. Пока замечаний не было. Дорожники трудятся добросовестно.
Работы на демонстрируемом участке производятся с опережением графика. Слой высокопористого асфальтобетона планировалось настилать в июле, но теплые погодные условия позволили раньше начать его укладку.
Рады прокладке новой международной трассы и жители аула Сарыбулак, рядом с которым она строится.
- У многих жителей аула появилась возможность трудоустроиться, - говорит Е. Кожеметов, пришедший посмотреть на работу дорожников. - Надеемся, что с вводом магистрали и аул станет лучше развиваться. Ведь вдоль трассы будут строиться также объекты сервиса: автомойки, СТО, АЗС, гостиницы, торговые точки. Для работы в них потребуются люди, а аграрии смогут обеспечивать эти объекты продукцией полей и ферм.
Следующим объектом пресс-тура стал участок, реконструкцией которого занимается генеральный подрядчик ТОО « Казахдорстрой ».
Как сообщил председатель правления этой строительной компании Нурдаулет Акимжанов, участок дороги Тараз -Кордай, на котором трудятся строители фирмы, самый сложный на территории Жамбылской области. На 40-километровой трассе необходимо реконструировать четыре моста, в том числе железнодорожный переезд и транспортные развязки, а также провести три обхода населенных пунктов. За время работы на участке компания освоила на один миллиард тенге больше, чем запланировано. Строительство ведется с опережением графика. На данный момент здесь трудятся 1609 человек, 964 из них - жители Жамбылской области. Дорога будет четырехполосной, с цементобетонным покрытием. В текущем году планируется проложить 20 километров трассы в одном направлении. Все используемые материалы - местного производства.
Для проживания персонала, приглашенного из других регионов Казахстана, ТОО «Казахдоретрой» арендовало на три года базу пустующего детского лагеря, где в комфортных условиях могут проживать 250 человек. В лагерной столовой организовано вкусное и калорийное питание.
На участке дороги протяженностью 40,4 километра, реконструируемом совместным предприятием, работы также в разгаре. Представитель южно-корейской фирмы «КСС» Ванг Синг Сок и президент «Жамбылжолкурылыс» Николай Дмитриенко, проинформировали, что совместному предприятию доверена ре: конструкция четырехполосной дороги. Покрытие будет цементобетонным. На участке необходимо построить три моста. В текущем году планируется сдать 14 километров трассы в одном направлении. На данный момент на объекте задействовано 255 единиц техники. Здесь трудится 771 человек: 676 местных дорожников, 78 приглашены из других регионов Казахстана, 17 специалистов предоставила южно-корейская сторона. График производства работ на текущий год выполняется по всем параметрам.
Безопасность и экология
В ходе поездки журналисты смогли задать организаторам пресс-тура ряд вопросов.
В частности, их интересовала ситуация с вырубкой деревьев, которая проводилась в ходе подготовки к реализации международного проекта.
Отвечая на поставленный вопрос, вице-министр Дулат Кутырбеков подтвердил тот факт, что вдоль трассы международного транзитного коридора вырублено свыше 70 тысяч деревьев. Их стоимость компенсирована в местный бюджет в двойном размере. Кроме того, на следующий год планируется составление проектно-сметной документации на озеленение дороги. В 2012 году по обе стороны трассы будут высажены лесополосы. Таким способом урон экологии будет восполнен, а новую дорогу лесопосадки защитят от снежных заносов.
На вопрос о безопасности движения во время строительства транзитного коридора журналистам ответил Николай Дмитриенко.
По его словам, за последние полтора месяца на этом участке дороги дорожно-транспортных происшествий не было. Аварии, случившиеся в начале строительства, произошли не по вине дорожников, имели место нарушения правил движения: двойной обгон, превышение скорости. Участок очень сложный, и управление дорожной полиции каждый такой случай внимательно анализирует. Претензии к строителям - не предъявлялись. Все опасные участки этой трассы находятся под видеонаблюдением.
Выгоды от проекта
У Казахстана есть все предпосылки для того, чтобы стать важным международным транспортным центром. Проект обеспечит грузоперевозки по трем направлениям: Китай - Казахстан, Китай - Центральная Азия и Китай-Казахстан-Россия- Западная Европа.
Проведенные исследования показали, что к 2020 году объем грузоперевозок через нашу республику увеличится в 25 раз - до 30 миллионов тонн в год.
Это позволит Казахстану стать соединяющим мостом между Западом и Востоком.