Проект направлен на упрощение торговли с Китаем, развитие транзитного потенциала обеих стран, практическую реализацию проекта трансконтинентального коридора Западная Европа – Западный Китай
Международный центр приграничного сотрудничества "Хоргос" решением Правительства перешел в доверительное управление АО "НК "ҚТЖ". Этот шаг предпринят с целью выполнения поручения Главы государства Н.А. Назарбаева о становлении Казахстана как торгового, логистического и делового хаба Центрально-Азиатского региона к 2016 году.
Создание МЦПС "Хоргос" является одним из крупнейших проектов, реализуемых по инициативе Глав государств РК и КНР. Проект направлен на упрощение торговли с Китаем, развитие транзитного потенциала обеих стран, практическую реализацию проекта трансконтинентального коридора Западная Европа – Западный Китай.
МЦПС "Хоргос" отводится одна из ключевых ролей в процессе развития транспортно-логистической системы РК. Как важнейшее звено торгово-экономического сотрудничества между Казахстаном и Китаем центр передан в ведение АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", а в системе Фонда – непосредственно в АО "НК "КТЖ". При этом компания наделена функциями доверительного управляющего, ответственного за комплексное институциональное развитие МЦПС.
Развитие МЦПС "Хоргос" по-прежнему будет финансироваться из республиканского бюджета, администратором соответствующей бюджетной программы остается Министерство индустрии и новых технологий. "КТЖ" в новом для себя качестве государственного интегрированного транспортно-логистического оператора реализует проект по строительству второго погранперехода – железнодорожной линии Жетыген-Коргас – и станции Алтынколь на границе с Китаем.
В перспективе Правительство планирует создать СЭЗ "Хоргос-Восточные ворота" с компонентами торговой, транспортно-логистической, индустриальной и деловой площадки. При этом планируемое в ближайшем будущем строительство автодороги Алматы-Хоргос в рамках реализации проекта "Западная Европа – Западный Китай" позволит создать параллельно с железной дорогой автомобильное сообщение и обеспечить синергетический эффект взаимодействия двух видов транспорта – железнодорожного и автомобильного. Это придаст мощный импульс реализации транзитного потенциала Казахстана, позволит обеспечить равный доступ к инфраструктуре, достичь роста грузоперевозок в рамках Таможенного союза и одновременно расширит двустороннее сотрудничество с Китаем в культурной и туристической областях. Кроме того, будут созданы необходимые условия для привлечения частных инвестиций, повышения экспорта, освоения новых рынков сбыта, социально-экономического роста и создания новых рабочих мест.
Основной принцип, заложенный в создание Центра, – свободное перемещение в пределах его границ граждан Казахстана и Китая, граждан третьих государств, официально находящихся в стране пребывания для деловых встреч, ознакомления с промышленной продукцией, производимой в Казахстане, Китае и в странах СНГ, беспошлинной торговли, заключения торговых сделок. На территории МЦПС будет действовать особый правовой режим для ведения приграничной торговли и делового сотрудничества с КНР и другими странами. Продолжительность безвизового пребывания на территории Центра составляет 30 суток.
Справочно: Развитие транспортной логистики – относительно новое приоритетное направление транспортной отрасли Казахстана, необходимое условие успешной реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития.
Общим координатором вопросов развития транспортно-логистической системы Правительство РК определило Министерство транспорта и коммуникаций. АО "НК "ҚТЖ" отведена роль транспортно-логистического оператора, который будет отвечать за институциональное развитие и оперативную координацию. Постановлением Правительства РК создана Межведомственная комиссия по развитию логистической системы, в задачи которой входит решение вопросов дальнейшего увеличения транзитного потенциала страны.
Пресс-служба АО "НК "Қазақстан темір жолы"