Строительство автодороги транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай» на участке между Актобе и границей Российской Федерации идёт полным ходом. Но из-за недоработок в проекте трассу вряд ли удастся сдать в эксплуатацию в намеченные сроки.
Протяжённость участка международного транзитного коридора Актобе – граница РФ – 102 км. На реализацию проекта Европейский банк реконструкции и развития выделил более 20 миллиардов тенге.
Фирма – заграничная, кадры – местные
Тендер на строительство современной автомагистрали выиграла турецкая компания «Дженгиз Иншаат».
– В Казахстане нет дорожно-строительных фирм, которые бы на сто процентов соответствовали требованиям инвесторов, – рассказывает главный инженер компании Юрий БУНТАКОВ. – На прокладке трассы в данное время работают около 500 человек, причём, большинство – казахстанские специалисты. Их пришлось собирать со всей страны, потому что в нашей области не найдёшь грейдеристов, асфальтоукладчиков, бульдозеристов и автокрановщиков требуемой квалификации. Как раньше были всесоюзные стройки, так и строительство этого участка транспортного коридора можно считать всеказахстанской стройкой.
По словам Юрия Бунтакова, качество работы контролируют местные и иностранные (из Италии, Великобритании, ЮАР) инженеры разных специальностей: мостовики, дорожники и так далее. Кроме того, за ходом строительства следят эксперты от банка-инвестора. Любое их требование должно безоговорочно выполняться.
Сырой проект
Заказчиком проекта участка транзитного коридора стал Комитет автомобильных дорог Минтранскома РК, а разработало его ТОО «Дорис» из Алматы.
– Проект получился настолько сырым, что по ходу нам приходится его полностью переделывать, – говорит Юрий Бунтаков. – Много ошибок допущено на отрезке в районе посёлка Курайли. К примеру, по ходу трассы расположены семь столбов линии электропередачи на 35 киловольт, которые нужно передвигать в другое место. Их перенос проектом не предусмотрен. Ещё: прямо возле дороги стоит насосная станция, которая питает водой разъезд. В сентябре прошлого года мы подняли вопрос по демонтажу этой насосной станции и бурению новой скважины, но до сих пор он практически не решён: санэпидемслужба не даёт добро. Кроме того, вдоль всей трассы в районе посёлка Курайли на расстоянии от 4 до 10 метров от насыпи идёт магистральный газопровод. В восьми местах он попадает прямо под дорогу. Согласно принятому решению придётся прокладывать новую газовую ветку протяжённостью пять километров.
Как говорит главный инженер, проектом также не предусмотрены съезды, по которым сельхозтехника проезжала бы на другую сторону железной дороги, где находятся поля крестьянских хозяйств. Точно такая же картина возле Хлебодаровки и других посёлков. До сих пор не прояснилась ситуация с мостом через реку Илек перед Мартуком. Длина этого объекта 300 метров. По проекту фирма-подрядчик должна была его просто реконструировать: ниже по течению реки построить временную двухпролётную переправу, разобрать старый мост, почистить, подреставрировать его конструкции и снова собрать. Но несколько лет назад эксперты, в том числе и российские, дали заключение об аварийном состоянии объекта.
Повышенная нагрузка
– В этом году мы должны построить 60 километров дороги – от Актобе до Кенсахары, – рассказывает Юрий Бунтаков. – На этом участке семь мостов и один путепровод в районе Хлебодаровки. Все конструкции для дорожных сооружений изготовило ТОО «Стройдеталь». С седьмого до 18 км будет идти четырёхполоска – трасса первой категории, далее – магистраль второй категории с двухполосным движением.
По технологии дорожные строители сначала снимают плодородно-растительный слой на расстоянии по 30 м в каждую сторону от оси будущей трассы. Образовавшиеся траншеи засыпают суглинком. Затем укладывают дорожную одежду, которая состоит из пяти слоёв.
– На таких трассах допускается нагрузка до 11 тонн на ось, – объясняет главный инженер. – Срок её службы – до 50 лет.
В срок не уложимся
Пока идёт возведение новой магистрали, строители должны проложить временную трассу из фрезерованного асфальта.
– Снять его нужно с уже существующей дороги, – говорит Юрий Бунтаков. – Но для того, чтобы снять этот слой, необходимо сделать временную трассу. Замкнутый круг получается. Выход из него я вижу в следующем: закончим один участок дороги, пустим по нему движение и только потом начнём строить временную. На возведение участка транспортного коридора от Актобе до границы с Россией отведено 30 месяцев. Все работы мы должны закончить в 2012 году, но сдать трассу на сто процентов, скорее всего, не успеем.
Паводок виноват
Ремонт развязки на окраине Каргалинского никак не связан со строительством транспортного коридора.
– Капитальный ремонт дорожному сооружению потребовался из-за весеннего паводка, который нанёс серьёзные повреждения, – объяснил прораб ТОО «Пилон-МС» Константин БАШЛЫКОВ. – Пришлось восстанавливать основание, укладывать дополнительные водопропускные кольца, менять бордюры. Ремонтные работы продолжались в течение трёх недель. В ближайшие дни развязка будет открыта для движения автотранспорта.
Справка
В 3,5 раза сократится время доставки грузов с Дальнего Востока в Европу с введением в эксплуатацию транспортного коридора.
621 км – протяжённость транспортного коридора на территории Актюбинской области из общих 8.445 км.
Многослойный пирог
Современная автотрасса состоит из пяти слоёв:
1. Песчано-гравийная смесь – 30 см
2. Щебёночно-гравийная смесь – 20 см
3. Высокопористый асфальтобетон – 15 см
4. Крупнозернистый асфальтобетон – 10 см
5. Щебёночно-мозаичный асфальто-бетон – 5 см