Самым крупным проектом транспортной отрасли, вошедшим в Карту индустриализации, является реконструкция международного транзитного автомобильного коридора Западная Европа – Западный Китай, возрождающего Великий шелковый путь. Масштабный проект имеет огромное значение не только для отрасли, но и для республики в целом, поскольку он способствует экономическому развитию пяти регионов, по территории которых проходит «стройка века», созданию десятков тысяч рабочих мест, служит импульсом для развития малого и среднего бизнеса, сервисной индустрии, туризма и других секторов экономики.
Общая протяженность коридора по республике составляет 2 787 км. Реконструкции подлежат 2 452 км дороги, в том числе в Актюбинской области – 355 км, Кызылординской – 812 км, ЮКО – 448 км, Жамбылской – 495 км и Алматинской – 342 км.
Для финансового обеспечения проекта подписаны и ратифицированы соглашения о займах на сумму 3 002 млн. долларов с такими международными финансовыми институтами, как Европейский банк реконструкции и развития (на сумму 180 млн. долларов), Международный банк реконструкции и развития (2 125 млн. долларов), Азиатский банк развития (340 млн. долларов), Исламский банк развития (170 млн.
долларов).
На крупнейшем объекте задействованы 17 генподрядных (из них 3 казахстанские компании) и порядка 98 отечественных субподрядных организаций.
Ощутимые результаты в ходе народной стройки принесла политика по увеличению доли казахстанского содержания. Она позволила отечественным предпринимателям восстановить и начать производство железобетонных изделий на заводах городов Кызылорда, Тараз и поселка Казалы Кызылординской области, битума – на малых заводах в Кызылорде и Шымкенте. Увеличили производственную мощность цементные заводы в Семее, Шымкенте, Павлодарский нефтеперерабатывающий завод, 10 предприятий малого
и среднего бизнеса, производящих элементы обустройства дороги.
В минувшем году были переработаны более 20 млн. куб. м инертных материалов и грунта, при этом казахстанское содержание составило 89%.
Пристальное внимание уделяется также контролю качества дорожно-строительных работ, который осуществляют 11 международных компаний, ведущих технологический надзор, и 3 международные компании по управлению проектами, областные департаменты, Облжоллаборатории. Кроме того, на постоянной основе работу контролируют специалисты Госархстройконтроля, а также независимые лаборатории.
В текущем году планируется построить 1 000 км покрытия. В целом же проезд на всем протяжении коридора Западная Европа – Западный Китай намечается открыть до конца 2012 года и в 2013-м – полностью завершить проект, обустроив дорогу и рекультивировав нарушенные земли.