Одним из главных подарков казахстанцев к этой дате станет открытие трехсоткилометрового отрезка пути международного транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай».
Он соединит приграничный Хоргос с южным мегаполисом страны. Хотя на заре независимости мало кто верил, что в Казахстане за столь короткий промежуток времени могут появиться дороги европейского качества.
Вначале 90-х общая протяженность казахстанских автодорог была всего 117 тысяч километров, но практически все они находились в ужасном состоянии, вспоминает почетный дорожник республики Сериктес Токкулов.
Сериктес Токкулов, почетный дорожник РК, соавтор концепции развития дорог Казахстана
- Умудрялись какие-то вести ремонтные работы летом. И все это было за копейки. Я же говорю, в 99 году, когда началось более-менее финансирование, полтора миллиарда тенге на все республиканские дороги.
Сегодня объем финансирования автодорог увеличился в 200 раз. Но самое главное - изменилась технология строительства.
Аскар Сергалиев, корреспондент
- Первую дорогу с асфальтовым покрытием в Казахстане построили лишь в 1945 году. Это как раз и есть та самая автодорога Алматы – Талгар. По советским стандартам максимальная скорость движения по таким дорогам составляла 60 километров в час, а максимальная нагрузка 6 тонн на колесную ось.
По сравнению с ними современный автобан - это взлетно-посадочная полоса. Ездить по нему одно удовольствие. Но главное - экономическая выгода. Транзит и не только сулит Казахстану большую прибыль. Алматинские предприниматели уже строят планы на будущее. Ведь 145 километров автодороги из Поднебесной в Европу граничат с этим регионом.
Ержан Шоратбаев, руководитель отдела экономической политики акимата Алматы
- Безусловно, малый и средний бизнес это, прежде всего фундамент экономики Алматы. Здесь занято порядка 580 тысяч населения нашего и естественно этот проект окажет свой мультипликативный эффект.
Многие компании давно проявляют интерес к этому мега проекту. А самые дальновидные предприниматели уже успели построить крупные логистические центры. Огромные терминалы готовы оказать сервис европейского стандарта.
Баян Кайпжанова, коммерческий директор логистического центра
- На терминале имеется самый современный таможенный пост «Алмалы» и помимо этого имеются коммерческие склады, которые включают в себя 3 температурных режима хранения.
Тем временем строительство автодороги Хоргос - Алматы протяженностью 304 километра близится к завершению. Сейчас уже уложено 220 километров бетонного покрытия. Автобан обещают построить в декабре, когда страна будет отмечать знаменательную дату - 25-летие независимости.
Таким образом, Казахстану всего за несколько лет удалось возродить тот самый маршрут, по которому несколько веков назад ходили караваны. Автор: Аскар Сергалиев, оператор: Айдар Абдешев