ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТА «ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА-ЗАПАДНЫЙ КИТАЙ» В РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ КАЗАХСТАНА
Еще несколько лет назад в Казахстане стал активно обсуждаться вариант превращения страны в один из важнейших международных транспортных и транзитных узлов на пути из Китая в страны Западной Европы. Ссылались при этом и на давние исторические параллели, когда по так называемому Шелковому пути китайские товары доставлялись караванами в Россию и европейские государства.
Упоминалось и о том, что теперь время настало другое - и у того же Казахстана есть возможность не только взирать безучастно за проходящими через его территорию «транспортными караванами», но самому участвовать в этом китайско-европейском грузо- и товарообороте.
Идея создания нескольких транспортных коридоров между Россией и Казахстаном обсуждалась как на двустороннем уровне, так и в рамках различных международных конференций. А еще через два года проект прокладки транспортных магистралей между Западным Китаем и Западной Европой был включен в списки объектов, к работе над которыми подключалась экономическая комиссия ООН по странам Азии и Тихого океана.
По оценкам ведущих экспертов в области транспорта, именно Центрально-Азиатский регион останется на ближайшие 20-25 лет важнейшим транспортным участком для связи между собой районов Западного Китая и Западной Европы.
Сквозные, высокого уровня шоссейные дороги, наличие качественного обслуживания на маршрутах прохода грузовых поездов, оборудование заправочных станций, а также минимальные заморочки с таможенными и другими службами на пути товаров должны обеспечить кратчайшие пути для китайских товаров на рынки стран Западной Европы, а с их стороны – поставки в КНР технологического и машинного оборудования, а также сырья. При этом наиболее выгодными с точки зрения денежных затрат и временных рамок финансовой отдачи от осуществления проекта считается именно направление из Западного Китая через государства Центральной Азии, а точнее - часть территории Казахстана на Алматы и Шымкент. Дальнейшее направление через территории России, Белоруссии на Польшу и далее на Германию и Францию должно обеспечить сокращение сроков доставки товаров между Западной Европой и Китаем примерно в 3,5 раза.
Если при использовании морского коридора время в пути товаров с Дальнего Востока составляет примерно 45 суток, то по железной дороге Транссиба, идущей через российскую территорию, – всего 15 дней, а посредством транзитного транспортного коридора через Казахстан и Россию – только 10 суток. При этом доставка товаров по участкам Китай - Центральная Азия, и Китай - Россия будет осуществляться еще быстрее.
Создание коридора стало главной темой обсуждения и во время встреч в ноябре 2006 года с министром транспорта Российской Федерации И. Левитиным, на втором заседании казахстанско-китайского Подкомитета по транспортному сотрудничеству казахстанско-китайского Комитета по сотрудничеству.
Официальное название проекта впервые было определено в Указе Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2007 года № 310 "О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года", а позже озвучено в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 6 февраля 2008 года.
В декабре 2007 года главами транспортных ведомств Казахстана и России принято решение о рассмотрении вопроса включения маршрута "Западная Европа -Западный Китай" через Казахстан и Россию в перечень азиатских автомобильных дорог в рамках ЭСКАТО ООН для стран Азии и региона Тихого океана или другого международного закрепления вышеуказанного маршрута. Непосредственно в нашей стране строительство коридора в апреле 2008 года вошло в перечень "прорывных проектов".
22 сентября 2008 года в городе Актобе подписан меморандум между Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и Министерством транспорта Российской Федерации о сотрудничестве и развитии автомобильных дорог по маршруту "Санкт-Петербург- Казань-Оренбург-Актобе-Алматы-гр. КНР".
16 апреля 2009 года в Пекине подписан меморандум о взаимопонимании между Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и Министерством коммуникаций Китайской Народной Республики о создании автотранспортного коридора "Западная Европа - Западный Китай". 11 июня 2009 года в городе Алматы был подписан меморандум о взаимопонимании в области развития транспортных сетей между Европейской Комиссией и Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
Общая протяженность коридора по маршруту Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород - Казань - Оренбург - Актобе - Кызылорда - Шымкент - Тараз - Кордай - Алматы - Хоргос - Урумчи - Ланьчжоу - Чжэнчжоу - Ляньюньган составляет 8 445 км. Из них 2 233 км по территории Российской Федерации, 2 787 км - Республики Казахстан, 3 425 км - Китайской Народной Республики.
По Казахстану коридор проходит по территориям 5-ти областей (Актюбинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской). Реконструкцию подлежит 2452 км дороги.
Стоимость проекта казахстанского участка составляет - 825,2 млрд. тенге, в рамках которых предусмотрен перевод на I техническую категорию с 4-х полосным движением 1390 км дороги (Кызылорда - Туркестан - Шымкент - Тараз - Алматы - Хоргос), остальные участки протяженностью 1062 км будут переведены на II техническую категорию (гр.РФ - Мартук - Актобе - Карабутак - Кызылорда).
По всему коридору предусматривается улучшение геометрических параметров трассы (повороты, видимость, уклоны), в целях улучшения экологической и санитарной обстановки предусматривается обходы крупных населенных пунктов (Актобе, Шаган, Аральск, Кызылорда, Шиели, Жанакорган, Туркестан, Икан, Темирлан, Шымкент, Тараз, Кулан, Ташкарасу, Жаркент, перевалы Кордай, Машат, Куюк).
Для реализации проекта определены три источника финансирования. Так, за счет республиканского бюджета в сумме 136,1 млрд тенге предусмотрена реконструкция участка Карабутак - Иргиз - гр. Кызылординской области, северного обхода г.Актобе, проезд по г.Шымкент, выход на БАКАД, а также софинансирование участков, финансируемых за счет средств международных финансовых институтов.
Вторым источником станут внешние займы международных финансовых институтов в сумме 3,4 млрд. долларов США. Из которых, Международный банк реконструкции и развития выделит 2 125 млн. долларов США, Азиатский банк развития - 700 млн. долларов США, Исламский банк развития- 398 млн. долларов США и Европейский банк реконструкции и развития - 180 млн. долларов США. Надо отметить, что для Международного банка реконструкции и развития это самый крупный займ в истории банка, выданный какой-либо стране.
В качестве третьего источника финансирования запланировано привлечение частных инвестиций на концессионной основе на сумму 266,6 млрд. тенге. На эти средства будут реконструированы участки Алматы - Хоргос и Ташкент - Шымкент - граница Жамбылской области.
Основными положительными показателями данного проекта по сравнению с существующими альтернативными коридорами (автодорожный Транссиб, морской через Суэцкий канал) является его протяженность и время нахождения в пути. Если при использовании морского коридора время нахождения в пути доходит до 45 суток, а по "Трансибу" 14 суток, то по коридору "Западная Европа - Западный Китай", от порта Ляньюньгань до границ с Европейскими государствами, время в пути составит порядка 10 суток. Проект обеспечит грузоперевозки по трем основным направлениям Китай -Казахстан, Китай - Центральная Азия, Китай - Казахстан - Россия - Западная Европа.
Проведенные исследования на стадии разработки ТЭО проекта показали, что к 2020 году объем грузоперевозок увеличиться в 2,5 раза. Среднегодовой суммарный экономический эффект от реализации проекта оценочно от сокращения времени пути составит 33,9 млрд.тенге, от сокращения количества ДТП - 49,9 млн. тг., связи с ростом валового регионального продукта (ВРП) - 82,9 млрд. тг.
Огромное значение проект имеет и в плане развития регионов. Только в текущем году его реализация создаст 5 тысяч новых рабочих мест, а в пиковом 2010 это цифра достигнет 50 тысяч. Значительный импульс будет дан развитию малого и среднего бизнеса, сервисной индустрии, туризма и другим секторами экономики.
Особое внимание уделено и применяемым строительным материалам. В ходе реализации проекта в строительстве и реконструкции дорог будут применяться современные технологии, апробированные на других казахстанских участках. Немалую долю составит казахстанское содержание, ведь на сегодня автодорожная отрасль практически полностью снабжается отечественной продукцией.