Негiзгi > Пресс-орталық > СМИ о проекте > Газета «Литер». Шелковый путь.
БАҚ жоба туралы
Басып шығаруға болжамБасып шығаруға болжам
21/10/2011 г.
Газета «Литер». Шелковый путь.

В одном из своих посланий народу Казахстана президент страны Нурсултан Назарбаев сказал о необходимости развития логистической составляющей экономики республики.

Наша страна не имеет выхода к морю, что значительно усложняет процессы налаживания внешнеэкономических связей. И тем не менее из 209 стран мира наша страна торгует со 192. Кроме того, по территории республики могли бы проходить маршруты множества стран, заинтересованных в торговле с нашими соседями. Тем более что один из них – Китай – уже несколько десятилетий является самым приоритетным торговым партнером для любой страны мира. Именно так и возникла идея строительства международного транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай. Прокатиться с ветерком по участку 750 км этой автодороги можно будет уже в декабре текущего года.

Об этом на прошлой неделе сообщил министр транспорта и коммуникаций РК Берик Камалиев. На сегодняшний день ведется работа на участках протяженностью 1815 километров, на территории четырех областей. В общей сложности министерство планирует провести реконструкцию на 2415 километрах дороги. Общая протяженность трассы Западная Европа – Западный Китай по территории Казахстана составляет 2787 километров. Автокоридор должен пройти по территориям пяти областей. Общая стоимость проекта составляет 825 млрд тенге.

Начало пути

Еще несколько лет назад в Казахстане стал активно обсуждаться вариант превращения страны в один из важнейших международных транспортных и транзитных узлов на пути из Китая в страны Западной Европы. Ссылались при этом и на давние исторические параллели, когда по Великому Шелковому пути китайские товары доставлялись караванами в Россию и европейские государства.

Упоминалось и о том, что теперь настало другое время, и у того же Казахстана есть возможность не только безучастно взирать за проходящими через его территорию «транспортными караванами», но самому участвовать в этом китайско-европейском грузо- и товарообороте.

Поэтому в одном из своих посланий народу Казахстана президент страны Нурсултан Назарбаев сказал о необходимости развития логистической составляющей экономики республики. Наша страна не имеет выхода к морю, что значительно усложняет процессы налаживания внешнеэкономических связей. И тем не менее из 209 стран мира наша страна торгует со 192. Кроме того, по территории республики могли бы проходить маршруты множества стран, заинтересованных в торговле с нашими соседями. Тем более что один из них – Китай – уже несколько десятилетий является самым приоритетным торговым партнером для любой страны мира.

Именно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев стал инициатором нового революционного проекта – строительства дороги Западная Европа – Западный Китай. Официальное название проекта впервые было определено в указе президента Республики Казахстан от 6 апреля 2007 года № 310 «О дальнейших мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года», а позже озвучено в послании президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 6 февраля 2008 года.

В декабре 2007 года главами транспортных ведомств Казахстана и России принято решение о рассмотрении вопроса включения маршрута Западная Европа – Западный Китай через Казахстан и Россию в перечень азиатских автомобильных дорог в рамках ЭСКАТО ООН для стран Азии и региона Тихого океана или другого международного закрепления вышеуказанного маршрута. Непосредственно в нашей стране строительство коридора в апреле 2008 года вошло в перечень «прорывных проектов».

В Актобе 22 сентября 2008 года подписан меморандум между Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и Министерством транспорта Российской Федерации о сотрудничестве и развитии автомобильных дорог по маршруту Санкт-Петербург – Казань – Оренбург – Актобе – Алматы – граница КНР.

Чуть позже, 16 апреля 2009 года, в Пекине подписан меморандум о взаимопонимании между Министерством транспорта и коммуникаций РК и Министерством коммуникаций КНР о создании автотранспортного коридора Западная Европа – Западный Китай. Через два месяца в Алматы был подписан меморандум о взаимопонимании в области развития транспортных сетей между Европейской комиссией и Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.

Общая протяженность коридора по маршруту Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород – Казань – Оренбург – Актобе – Кызылорда – Шымкент – Тараз – Кордай – Алматы – Хоргос – Урумчи – Ланьчжоу – Чжэнчжоу – Ляньюньган составляет 8445 км. Из них 2233 км пройдут по территории Российской Федерации, 2787 км – Республики Казахстан, 3425 км – Китайской Народной Республики.

По Казахстану реконструкции подлежат 2452 км дороги. Стоимость проекта казахстанского участка составляет 5,65 млрд долларов (825,1 млрд тенге), в рамках которых предусмотрен перевод на первую техническую категорию с четырехполосным движением 1390 км дороги (Кызылорда – Туркестан – Шымкент – Тараз – Алматы – Хоргос), остальные участки протяженностью 1062 км будут переведены на вторую техническую категорию с двухполосным движением (РФ – Мартук – Актобе – Карабутак – Кызылорда).

По всему коридору предусматривается улучшение геометрических параметров трассы (повороты, видимость, уклоны), в целях улучшения экологической и санитарной обстановки предусматриваются обходы крупных населенных пунктов (Актобе, Шаган, Аральск, Кызылорда, Шиели, Жанакорган, Туркестан, Икан, Темирлан, Шымкент, Тараз, Кулан, Ташкарасу, Жаркент, перевалы Кордай, Машат, Куюк).

Снабжение

Для реализации проекта определены три источника финансирования. Так, за счет республиканского бюджета в сумме 136,1 млрд тенге предусмотрена реконструкция участка Карабутак – Иргиз – граница Кызылординской области, северный обход Актобе, Шымкент, а также софинансирование участков, финансируемых за счет средств международных финансовых институтов.

Вторым источником станут внешние займы международных финансовых институтов в сумме 3,4 млрд долларов США. Из которых Международный банк реконструкции и развития выделил 2 125 млн долларов, Азиатский банк развития – 700 млн долларов, Исламский банк развития – 398 млн долларов и Европейский банк реконструкции и развития – 180 млн долларов. Причем для Международного банка реконструкции и развития это самый крупный заем в истории банка, выданный какой-либо стране, что говорит о большой заинтересованности в проекте и высоком доверии к нашей республике.

В качестве третьего источника финансирования запланировано привлечение частных инвестиций на концессионной основе на сумму 266,6 млрд тенге. На эти средства будут реконструированы участки Алматы – Хоргос и Ташкент – Шымкент – граница Жамбылской области.

Основной положительный показатель данного проекта по сравнению с существующими альтернативными коридорами – время нахождения в пути. Если при использовании морского коридора через Суэцкий канал тратится 45 суток, а по «Транссибу» – 14 суток, то по коридору Западная Европа – Западный Китай от порта Ляньюньган до границ с европейскими государствами время в пути составит порядка 10 суток.

Проведенные исследования, включенные в проект технико-экономического обоснования строительства магистрали Западная Европа – Западный Китай, показали, что к 2020 году объем грузоперевозок увеличится в 2,5 раза. Среднегодовой суммарный экономический эффект от реализации проекта только для Казахстана оценочно составит 33,9 млрд тенге, от сокращения количества ДТП – 49,9 млн тенге, в связи с ростом валового продукта – 82,9 млрд тенге.

Проект имеет огромную важность для казахстанской экономики. Значительное региональное развитие получат пять крупных областей страны – Актюбинская, Кызылординская, Южно-Казахстанская, Жамбылская и Алматинская. Положительный экономический эффект распространится более чем на 7,5 млн человек, это почти половина населения страны. В 2011 году количество рабочих мест на проекте достигло 68 тысяч.

Сквозные, высокого уровня шоссейные дороги, наличие качественного обслуживания на маршрутах прохода грузовых поездов, оборудование заправочных станций, а также современное оборудование на таможенных постах должны обеспечить кратчайшие пути для китайских товаров на рынки стран Западной Европы. А с их стороны – поставки в КНР технологического и машинного оборудования, а также сырья. При этом наиболее выгодным с точки зрения денежных затрат и временных рамок финансовой отдачи от осуществления проекта считается именно направление из Западного Китая через Алматы и Шымкент. Дальнейшее направление через территории России, Белоруссии, на Польшу и далее на Германию и Францию должно обеспечить сокращение сроков доставки товаров между Западной Европой и Китаем примерно в 3,5 раза.

Отдача уже есть

Уже сейчас можно говорить о получении значительного импульса в развитии малого и среднего бизнеса, сервисной индустрии и других секторов экономики в регионах, по которым проходит трасса. Кроме того, строительство и реконструкция автомобильных дорог в Республике Казахстан стала проводиться по современным мировым технологиям. Все автодороги международного и республиканского значения реконструируются по усиленным параметрам. На строительстве начато широкое применение новых строительных материалов, в том числе бетонных покрытий, значительно увеличивающих прочность и долговечность автомобильных дорог с расчетом на более высокую весовую нагрузку (13 тонн на ось). При этом старые дороги в среднем выдерживают нагрузку около 6 тонн на ось, или вдвое меньшую.

На сегодня в Казахстане освоено производство почти всех материалов, используемых в строительстве магистрали Западная Европа – Западный Китай. Специально для этого проекта добыча компонентов ведется на 192 карьерах, действуют около 40 локальных бетонных заводов.

Казахстан является активным участником таких международных транспортных коридоров, как ТРАСЕКА, Север – Юг, Среднеазиатский коридор, Транс-азиатская железнодорожная магистраль. Налажено сотрудничество с нашими соседями в рамках интеграционных структур и международных организаций, таких как ШОС, СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭК, ЭСКАТО ООН, ЦАРЭС, СПЕКА и др.

По оценкам ведущих экспертов в области транспорта, именно Центрально-Азиатский регион останется на ближайшие 20–25 лет важнейшим транспортным участком между Азией и Европой посредством магистрали Западная Европа – Западный Китай.

Подготовил Алексей ХРАМКОВ, Алматы

комментарий

Министр транспорта и коммуникаций РК Берик Камалиев:
«На казахстанском участке трассы Западная Европа – Западный Китай задействовано 28 генеральных подрядчиков и 80 субподрядных организаций. Ежедневно укладывается 5 км дороги. Подавляющее большинство работников, занятых на строительстве казахстанского участка автомагистрали Западная Европа – Западный Китай, являются гражданами Казахстана. Ранее были случаи по задержке заработной платы отдельными подрядными организациями. В этом плане Минтранскому помогают НДП «Нур Отан» и Министерство охраны труда и социальной защиты населения, проводя совместные рейды.

Так, в Кызылординской области с компанией «Куан-КБ», задолжавшей своим рабочим 18 млн тенге, был расторгнут договор, фирма была отстранена от работы. В целом по проекту «Западная Европа – Западный Китай» заработная плата выдается ежемесячно без задержек. В среднем она составляет 75–80 тыс. тенге. Все работники обеспечиваются бесплатным трехразовым питанием».

kkО пр
Закупкиkk
Объявленkk
Пресс-орталық
kkМультиме
kkВопрос и ответ kkКонтак