Дорожные строители региона прокладывают европейского стандарта магистрали и реконструируют действующие автотрассы
Сегодня главным проектом автодорожных строителей Казахстана по праву считается трансгосударственная автомагистраль Западная Европа – Западный Китай протяженностью 2 787 км, которую намерены завершить к 2013 году. Параллельно с ней на северо-востоке страны прокладывается такого же уровня более чем тысячекилометровый автобан Омск – Павлодар – Майкапшагай до границы с Китаем. Достаточно сказать, что его ширина составляет 15 метров – семь метров проезжая часть (сегодняшняя трасса – три метра) и по 3,75 метра – обочины. То есть появятся варианты совершать безопасные обгоны и другие маневры, а также припарковать автомобиль у края шоссе, будучи уверенным, что в него никто не въедет. Многослойное устройство самой магистрали (щебень различных фракций, укрепленный бокситным шламом и портландцементом, крупно- и мелкозернистый асфальтобетон (12 сантиметров), другие компоненты) позволяет выдерживать нагрузку на ось автомобиля, равную 13 тоннам (сейчас – три тонны).
За минувшие два года строители прошли 133 км от границы с Омской областью в сторону Павлодара, до районного центра Каширы, оставив позади себя магистраль, по которой машины «плывут» не качаясь, «шепча» двигателями.
– Работы на трассе магистрали ведутся, но идет корректировка проекта, – рассказывает директор областного департамента Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций РК Амангельды Бекторов. – Как только ее завершат, то в следующем году фирмы, выигравшие конкурсы, приступят к прокладке дороги первой категории далее на Павлодар. Максимум через три года они войдут в областной центр. К этому времени, думаю, будет отдельный проект обводной дороги вокруг Павлодара, а мы пойдем дальше, в сторону Семея – на Майкапшагай.
Но перейдя Павлодар, – продолжал рассказ А. Бекторов, – начнут реализовывать интересный и уникальный проект, которого еще не было в истории дорожного строительства в Казахстане, – сооружение более чем 12-километрового автодорожного арочного моста через Иртыш и его луговую затапливаемую весной разливом реки пойму. Министерство делает все, чтобы эта международная магистраль была закончена в срок. Тем более что Павлодарская область в республике – одна из обеспеченных всеми дорожными строительными материалами. Даже шлам, отходы АО «Алюминий Казахстана» при производстве бокситов, используется как инертный материал.
Прокладывая магистраль Омск – Павлодар – Майкапшагай, областной департамент Комитета автомобильных дорог с такой же тщательностью работает и на магистралях республиканского значения, проходящих по территории области. Выделяются деньги на участок магистрали граница Карагандинской области – поселок Щидерты (Экибастузский район) и на автодорогу от поселка Калкаман (трасса Павлодар – Астана) до Баянаула. По словам Амангельды Елубаевича, на эти цели и на ремонт других участков дорог отраслевой министр по просьбе акима области Бакытжана Сагинтаева к ранее отпущенным 600 млн. тенге добавляет еще средства.
Это, надо заметить, целенаправленная деятельность и программа. Выступая недавно на 32-м заседании Межправительственного совета дорожников, министр транспорта и коммуникаций РК Берик Камалиев сказал, что, начиная с 2001 года на развитие дорог в республике в целом выделено 1 трлн. 200 млрд. тенге (около 10 млрд. долларов), проведены ремонтно-строительные работы на 40 тыс. км автодорог.
К 2015 году Казахстан завершит реконструкцию шести международных автокоридоров протяженностью 8 415 км. Так, автодорогу Астана – Костанай – Челябинск протяженностью 891 км планируется завершить в 2012 году. Западная Европа – Западный Китай (2 787 км) – в 2013-м, Актобе – Уральск – Самара (517 км) – в 2014-м. Алматы – Астана – Петропавловск – Курган (1 724 км), Астрахань – Атырау – Актау – граница Туркменистана (1 402 км) и Омск – Павлодар – Майкапшагай (1 094 км) – в 2015 году.
Названные сроки уже не за горами. Так что скоро по Казахстану можно будет разъезжать в любых направлениях с дорожным комфортом.