Главная тема Международной конференции «ТРАНСЕВРАЗИЯ-2011» - «Интеграционные процессы на Евразийском пространстве и их влияние на перспективы развития национальных транспортных систем и трансконтинентальных транспортных коридоров». В нем приняли участие руководители транспортных ведомств, послы, руководители и представители международных организаций, представители финансовых институтов и транспортных ведомств 50 стран ближнего и дальнего зарубежья.
Обращение Президента РК Нурсултана Назарбаева к участникам форума огласил Заместитель Премьер-Министра РК - Асет Исекешев.
Министр транспорта и коммуникаций РК Берик Камалиев в своем докладе «Развитие транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан» подчеркнул, что идея об интеграции всего Евразийского континента принадлежит Президенту Казахстана Нурсултану Абишевичу Назарбаеву. При этом надежные и эффективные транспортные сети и развитие транспорта имеют чрезвычайно важное значение для углубления регионального экономического сотрудничества и стабильности, а также в развитии торговли в Евро-Азиатском регионе.
За 20 лет Независимости РК страна достигла впечатляющих успехов в экономическом, политическом, социальном развитии. Ежегодный прирост национального ВВП составил в среднем 10%. Значительно возросла системообразующая роль транспорта. Создана конкурентная среда оказания транспортных услуг в целях ускорения интеграционных процессов казахстанского транспортного комплекса в международную транспортную систему и развитие транзитного потенциала страны. В целом транспорт удовлетворяет растущий спрос на перевозки пассажиров и грузов – отметил он.
Справочно: В Казахстане создана развитая сеть транзитных маршрутов по трем приоритетным направлениям: 1) Россия – страны Европы и Азии; 2) Китай, Япония и страны Юго-Восточной Азии; 3) Страны Центральной Азии, Закавказья, Черного моря, Персидского залива и Турция. В каждом из указанных направлений по территории страны проходят 5 сложившихся международных транспортных коридоров: 1. Северный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали (ТАЖМ). Западная Европа - Китай, Корея, Япония через Россию и Казахстан (участок Достык – Астана - Петропавловск). 2. Южный коридор ТАЖМ. Юго-Восточная Европа – Китай и Юго-Восточная Азия через Турцию, Иран, страны ЦА и Казахстан (участок Достык - Сарыагаш).3. Центральный (среднеазиатский) коридор.Центральная Азия – Россия и страны ЕС (участок по РК Сарыагаш-Арысь-Кандагач-Озинки). 4. «Север-Юг». Северная Европа – страны – Персидского залива через Россию и Иран с участием Казахстана на участке морпорт Актау – регионы Урала и Актау - Атырау).5. «ТРАСЕКА». Восточная Европа – Южный Кавказ – Каспийское море - Центральная Азия (участок по РК Достык - Актау).
Внутри Казахстана эти коридоры делятся на 6 железнодорожных и 6 автомобильных траспортных коридоров. Через воздушное пространство страны проходят 4 международных воздушных коридора. В 2010 году транзит грузов по транспортным коридорам Республики Казахстан составил 15 млн. тонн., в т.ч. железнодорожным транспортом - 14 млн. тонн, автомобильным – 800 тыс. тонн, водным – 112 тыс. тонн через порт Актау. Транзитный воздушный трафик - 131 самолёто-км. Общий доход от транзита – около 900 млн. долларов США (864 млн. долл. США). Ожидаемые объемы транзита через территорию Республики Казахстан в 2015 году: - наземным транспортом – до 25 млн. тонн. - транзитный трафик через воздушное пространство РК – до 225 млн. самолето-км.
Глава транспортного ведомства, в части перспектив развития национальной транспортной системы, подробно остановился и на мегапроекте «Западная Европа–Западный Китай». Как было отмечено им, реализуются крупные проекты по улучшению технического состояния и увеличению пропускной способности наших наземных международных транзитных коридоров. Воплощается идея возрождения Великого Шелкового Пути – мегапроект, реализуемый по инициативе Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева, по созданию трансконтинентального автодорожного коридора «Западная Европа–Западный Китай», протяженностью 8 445 км, реализация которого ведется с 2009 года. (По территориям Китая – 3 425, России – 2 233 км).
Справочно: Протяженность коридора по Республике Казахстан составляет 2 тыс. 787 км и проходит по территориям 5-ти областей. Реконструкции подлежат – 2 тыс. 452 км дороги, из них под I категорию - 1 391 км, II категорию - 1 061 км. Стоимость проекта – 5,5 млрд. долларов США. В настоящее время на территории 4-х областей республики ведётся работа на 34-х участках протяжённостью 1 тыс. 715 км. В текущем году будет построено 750 км новой дороги.
Министр транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Берик Камалиев заметил, что данная автодорога, проходящая по равнинной местности – это самый короткий путь из Китая в Европу, с минимальным количеством стран-участниц, а значит и границ. Завершение проекта позволит сократить сроки доставки грузов из Китая в Европу автотранспортом почти в 3,5 раза (по сравнению с морским путем - 30-45 дней) – до 10 суток. Данные конкурентные преимущества делают проект перспективным. Введение в эксплуатацию коридора даст рост транзитных грузопотоков по направлениям Китай - Центральная Азия, Китай - Россия - Западная Европа к 2015 году в 1,5 раза (до 1,2 млн. тонн). При реализации данного проекта открыты новые предприятия, обеспечены работой десятки дорожно-строительных компаний страны, привлечено свыше 35 тыс. дорожных строителей. В перспективе на проекте будет задействовано около 50 тысяч человек. Завершение строительства коридора предусмотрено в 2013 году. В целом в 2015 году планируем завершить реконструкцию всех 6-ти международных автодорожных коридоров общей протяженностью – 8 тыс. 415 км. Параллельно ведется работа по другим основным международным автодорожным транзитным коридорам.