Министр транспорта и коммуникаций Берик Камалиев побывал в Южно-Казахстанской области с двухдневным рабочим визитом и ознакомился с ходом строительства участка международного транспортного коридора "Западная Европа – Западный Китай". В первую очередь чиновника интересовало, насколько подрядные компании выполняют взятые на себя обязательства.
В первую очередь Берик Камалиев отправился на строительные площадки, развернутые в нескольких районах Южно-Казахстанской области. В данный момент на шести участках работают шесть иностранных компаний. Гравий, песок и цемент строители используют только местные.
– Процесс заготовки дорожно-строительных материалов сегодня идет с опережением, – подчеркнул министр. – Есть вопросы по мобилизации: мы дали поручение, чтобы здесь работали казахстанские компании – это и техника, и рабочий персонал, и ИТР – все должны быть наши. Министерство жестко контролирует этот вопрос.
В общей сложности в регионе будут реконструированы 448 километров автодорог. При этом ремонт 245 километров финансируется за счет Международного банка реконструкции и развития. В рамках проекта будет также реконструирован 81 километр трассы от Шымкента до Жамбылской области и автомагистраль Шымкент – Ташкент.
Между тем глава Минтранскома отметил, что актуальной сегодня остается проблема выкупа земельных участков, попадающих в зону застройки.
– В области остаются невыкупленными 886 участков, – сообщил министр. – На тех дорогах, где ведутся работы, не выкуплено 130 из 847 земельных участков. В судебных разбирательствах местные исполнительные органы, выступающие истцами, должны проявлять больше активности.
– Все, что требуется для решения этой проблемы, акимат сделал, – отметил со своей стороны аким Южно-Казахстанской области Аскар Мырзахметов. – Сейчас вопрос заключается в оперативной оценке, переоценке и выкупе. Хочу подчеркнуть, что участки выкупаются, и достаточно заметными темпами.
К проблемным Берик Камалиев отнес и вопрос оформления права недропользования на грунтовые карьеры. По словам министра, на сегодняшний день требуется оформить документы на 194 карьера. Вместо положенных трех-десяти дней процесс согласования контрактов на добычу занимает больше есяца. Для оперативного решения этих и многих других проблем был создан специальный штаб при областном акимате.
Министр также заявил, что не все подрядчики выполняют производственный график. Особые нарекания прозвучали в адрес корейской компании Kukdong Ltd.
– Ситуация с выполнением подрядных обязательств этой компанией тяжелая: анализ показал, что она не выполняет ежедневные, еженедельные и ежемесячные объемы, постоянно срывает график, – проинформировал Берик Камалиев. – В связи с этим мы должны принять кардинальные меры. Речь идет либо о расторжении контракта с иностранной компанией, либо о введении внешнего управления. Строительство транспортного коридора "Западная Европа – Западный Китай" – стратегический проект, осуществляемый по поручению главы нашего государства, и никаких сбоев здесь быть не должно.
По словам министра, судьба Kukdong Ltd. будет решена уже в ближайшие дни.
В целом же, по мнению Берика Камалиева, для успешной реализации проекта необходимы совместные действия подрядных организаций, местных исполнительных органов и заинтересованных органов других ведомств. Уже через десять дней глава министерства намерен приехать в область с инспекционной проверкой вновь.