Home > Press-centre > СМИ о проекте > Мегаполис. Европейцы ищут объезд
Mass media about the project
Printer-friendly versionPrinter-friendly version
16/05/2011 г.
Мегаполис. Европейцы ищут объезд

Транспортный коридор Западная Европа – Западный Китай ещё не готов, а шустрые европейцы уже подыскивают ему альтернативу. Так в начале апреля немецкий железнодорожный концерн Deutsche Bahn вполне успешно протестировал новый маршрут. Время в пути по нему составляет 16 суток. Он на несколько дней короче, чем его предшественники. Эксперты уже прогнозируют, что немецкие железнодорожники перетянут клиентов с автомагистрали Западная Европа – Западный Китай.

Немцы отчитались, что грузовой состав прибыл в немецкий город Дуйсбург из китайской провинции Сычуань, преодолев 10 тыс. 300 километров за 16 дней. Маршрут пролегает через Монголию, Казахстан, Россию, Беларусь и Польшу. По сравнению с конкурентами, проходящими севернее Монголии, его отличает меньшая протяжённость, пишет Lenta.ru. Менеджеры немецкого концерна обещают, что при наличии достаточного спроса регулярное сообщение будет запущено уже в этом году.

Как пояснил нам экс-глава «Казахстан темир жолы», а ныне советник председателя правления Казахского института нефти и газа Жаксыбек Кулекеев, раньше и мы, и россияне проводили эксперименты по доставке грузов железнодорожным путём из Китая в Европу за 20–25 дней. И всё-таки наиболее популярным видом доставки грузов из Юго-Восточной Азии в Европу из-за относительной дешевизны остаётся морской транспорт. Хотя в этом случае грузоотправитель проигрывает с точки зрения скорости – время в пути морем составляет полтора месяца. Автомобильные перевозки самые быстрые, но и самые дорогие. Если же железнодорожникам удастся сократить время в пути, говорит Жаксыбек Кулекеев (на фото), то их перевозки станут наиболее привлекательными с точки зрения соотношения время-цена.

Экономист Канат Берентаев считает, что запуск регулярного железнодорожного сообщения между Китаем и Европой больно ударит по окупаемости проекта Западная Европа – Западный Китай.

– Думаю, что наличие альтернативных маршрутов существенно снизит объёмы грузопотоков по автомобильному коридору, проходящему через Казахстан. Тем более, что железнодорожный транспорт будет намного дешевле автомобильного, – говорит Канат Берентаев.

Между тем вице-министр транспорта и коммуникаций Азат Бектуров заверил нас, что казахстанских чиновников конкуренция не страшит:

– Мы рады транзиту в любой его форме, в том числе железнодорожному, – говорит вице-министр. – Тем более, там есть разделение. К железнодорожному транспорту тяготеют грузы более тяжёлые, к автомобильному такие категории груза, где важна доставка от двери до двери. Я считаю, что здесь абсолютно лоб в лоб конкуренции нет. Но если даже она есть, то это, по крайней мере, выгода для казахстанской железной дороги.

Но ведь в ТЭО проекта Западная Европа – Западный Китай заложены чёткие показатели: увеличить к 2020 году транзит грузов по этому маршруту в 2,5 раза до 33 млн тонн в год. Вероятно, только при таких объёмах чиновники сдержат обещание и «экономический эффект от реализации проекта составит 33,9 млрд тенге». Надо полагать, в противном случае миллиард долларов бюджетных средств и 3,4 млрд заёмных, направленных в строительство дороги, не отобьются? Незавидная перспектива для ведомства, которое, по мнению президента, преуспело только в «строительстве дорог за счёт бюджетных средств».

Азат Бектуров также не отрицает, что иностранцев от хваленого транспортного коридора отпугивает наша главная национальная беда, оставившая далеко позади и дураков, и дороги, – коррупция.

– Дорога – это комплексное решение, если мы построим хорошую инфраструктуру, хорошее дорожное покрытие и при этом не учтём некоторые моменты, связанные с коррупцией, это ставит под угрозу конкурентоспособность самого проекта. Важно всё учитывать. Потому что перевозчик и грузоотправитель не выберут маршрут, если там будут сплошные поборы, – говорит Азат Бектуров.

Поэтому, наверное, и ищут рачительные немцы альтернативу «езде с препятствиями» по благословенной казахстанской земле. Что же, вероятно, новый министр Берик Камалиев возьмётся за искоренение коррупции в подведомственной ему отрасли. Однако начать ему придётся, вероятнее всего, с ближайшего окружения, а именно со своего заместителя Дулата Кутербекова, который хоть и стал фигурантом уголовного дела (кстати, связанного с проектом Западная Европа – Западный Китай), однако сохранил за собой кресло вице-министра.

 Navigation
 

 

 

«The completion of the Kazakhstan’s section of the Western Europe – Western China International Road Corridor is very important. It is really the construction of the century»

«We set an objective to develop infrastructure. And it turned out to be within our power. We are currently reviving the New Silk Road. We have opened access to the countries of the Persian Gulf and the Greater East. We have opened the Eastern gates, paving the way to the markets of China and the entire Asian continent», "Kazakhstan-2050” Strategy.
 
 
Address of the First President of the Republic of Kazakhstan – Elbasy, 2012.

 

 

 

 

«The executive authorities need a complete, high-quality Nurly Zhol Program. This is a strategic project which will affect the entire transport infrastructure».

 

 

 

 

 

Стратегия 2050

 

 

 

 

"WE-WC" projects
“Nurly zhol” projects
Procurements
Announcements
Press center
Multimedia
Questions & Answers Contacts