Транспортный коридор Западная Европа – Западный Китай ещё не готов, а шустрые европейцы уже подыскивают ему альтернативу. Так в начале апреля немецкий железнодорожный концерн Deutsche Bahn вполне успешно протестировал новый маршрут. Время в пути по нему составляет 16 суток. Он на несколько дней короче, чем его предшественники. Эксперты уже прогнозируют, что немецкие железнодорожники перетянут клиентов с автомагистрали Западная Европа – Западный Китай.
Немцы отчитались, что грузовой состав прибыл в немецкий город Дуйсбург из китайской провинции Сычуань, преодолев 10 тыс. 300 километров за 16 дней. Маршрут пролегает через Монголию, Казахстан, Россию, Беларусь и Польшу. По сравнению с конкурентами, проходящими севернее Монголии, его отличает меньшая протяжённость, пишет Lenta.ru. Менеджеры немецкого концерна обещают, что при наличии достаточного спроса регулярное сообщение будет запущено уже в этом году.
Как пояснил нам экс-глава «Казахстан темир жолы», а ныне советник председателя правления Казахского института нефти и газа Жаксыбек Кулекеев, раньше и мы, и россияне проводили эксперименты по доставке грузов железнодорожным путём из Китая в Европу за 20–25 дней. И всё-таки наиболее популярным видом доставки грузов из Юго-Восточной Азии в Европу из-за относительной дешевизны остаётся морской транспорт. Хотя в этом случае грузоотправитель проигрывает с точки зрения скорости – время в пути морем составляет полтора месяца. Автомобильные перевозки самые быстрые, но и самые дорогие. Если же железнодорожникам удастся сократить время в пути, говорит Жаксыбек Кулекеев (на фото), то их перевозки станут наиболее привлекательными с точки зрения соотношения время-цена.
Экономист Канат Берентаев считает, что запуск регулярного железнодорожного сообщения между Китаем и Европой больно ударит по окупаемости проекта Западная Европа – Западный Китай.
– Думаю, что наличие альтернативных маршрутов существенно снизит объёмы грузопотоков по автомобильному коридору, проходящему через Казахстан. Тем более, что железнодорожный транспорт будет намного дешевле автомобильного, – говорит Канат Берентаев.
Между тем вице-министр транспорта и коммуникаций Азат Бектуров заверил нас, что казахстанских чиновников конкуренция не страшит:
– Мы рады транзиту в любой его форме, в том числе железнодорожному, – говорит вице-министр. – Тем более, там есть разделение. К железнодорожному транспорту тяготеют грузы более тяжёлые, к автомобильному такие категории груза, где важна доставка от двери до двери. Я считаю, что здесь абсолютно лоб в лоб конкуренции нет. Но если даже она есть, то это, по крайней мере, выгода для казахстанской железной дороги.
Но ведь в ТЭО проекта Западная Европа – Западный Китай заложены чёткие показатели: увеличить к 2020 году транзит грузов по этому маршруту в 2,5 раза до 33 млн тонн в год. Вероятно, только при таких объёмах чиновники сдержат обещание и «экономический эффект от реализации проекта составит 33,9 млрд тенге». Надо полагать, в противном случае миллиард долларов бюджетных средств и 3,4 млрд заёмных, направленных в строительство дороги, не отобьются? Незавидная перспектива для ведомства, которое, по мнению президента, преуспело только в «строительстве дорог за счёт бюджетных средств».
Азат Бектуров также не отрицает, что иностранцев от хваленого транспортного коридора отпугивает наша главная национальная беда, оставившая далеко позади и дураков, и дороги, – коррупция.
– Дорога – это комплексное решение, если мы построим хорошую инфраструктуру, хорошее дорожное покрытие и при этом не учтём некоторые моменты, связанные с коррупцией, это ставит под угрозу конкурентоспособность самого проекта. Важно всё учитывать. Потому что перевозчик и грузоотправитель не выберут маршрут, если там будут сплошные поборы, – говорит Азат Бектуров.
Поэтому, наверное, и ищут рачительные немцы альтернативу «езде с препятствиями» по благословенной казахстанской земле. Что же, вероятно, новый министр Берик Камалиев возьмётся за искоренение коррупции в подведомственной ему отрасли. Однако начать ему придётся, вероятнее всего, с ближайшего окружения, а именно со своего заместителя Дулата Кутербекова, который хоть и стал фигурантом уголовного дела (кстати, связанного с проектом Западная Европа – Западный Китай), однако сохранил за собой кресло вице-министра.