Качество и долговечность асфальтированных дорог зависят как от соблюдения технологий строительства, так и от применяемых материалов, из которых изготовлены дорожные покрытия. В частности, одной из основных причин преждевременного разрушения асфальтобетонного покрытия является плохое сцепление битумов с минеральным наполнителем из кислых пород.
Опыт эксплуатации дорог в Казахстане и за рубежом свидетельствует о том, что при контакте с минеральным материалом вода легко смачивает зерна щебня и отслаивает с их поверхности пленку битума. При этом отслоение вяжущего всегда обусловлено недостаточной прочностью адгезии.
В июле 2021 года на расширенном заседании Правительства Глава государства заострил внимание на обеспечении высокого качества дорог. В этой связи КаздорНИИ реализуется программа, направленная на изучение новых технологий изготовления дорожного полотна. В ее рамках проводятся испытания по оценке сцепления битумного вяжущего с минеральными материалами при различных температурах, методом определения диэлектрической проницаемости. Также в лабораториях института, в том числе по системе Суперпейв на приборах BBR, DSR и PAV, определяется влияние различных адгезионных добавок на процессы старения битумов.
Сравнительный анализ используемых методов позволит оценить величину сцепления вяжущих к каменным материалам в широком интервале температур с получением новых данных. Эти данные могут быть использованы для разработки составов вяжущих с повышенными адгезионными показателями и более долговечных асфальтобетонных смесей.
Кроме того, в ходе исследований проведены работы по установлению химического и структурного анализа минеральных материалов различных пород. Будут выведены закономерности по влиянию морфологии используемого каменного материала на степень их сцепления с битумным вяжущим.
Также, основываясь на данных химической составляющей минеральных материалов, дается оценка их применимости для тех или иных дорожных технологий.
Результаты исследовательской работы позволят осуществлять подбор оптимальных компонентов асфальтобетонного покрытия (вяжущего, адгезионных добавок и каменного материала) для разных климатических условий и, за счёт этого, увеличить срок службы дорожных покрытий на 3 года, а также снизить эксплуатационные затраты при содержании дорог на 15%.